“Сложно начать”

Что на самом деле стоит за прокрастинацией и как это исправить?

Часть 1

Как много планов и желаний мы откладываем на потом! Начать бегать по утрам, найти другую работу взамен опостылевшей, расхламить шкаф, обратиться за помощью к психологу - мы знаем, что давно пора это сделать, но не делаем. Как не можем порой до последнего момента, до раскаленных докрасна дедлайнов, приступить к работе.

Многим из нас знакомо чувство связывающего по рукам и ногам внутреннего сопротивления, словно двигаешься через толщу воды: “я хочу начать, но не могу”, “ну, времени еще много”, “вот долистаю инстаграм и начну”, “лучше завтра, сегодня настроение что-то не то”. И так день за днем - те же невыполненные намерения, те же желания, которые “ну вот в следующем году обязательно” уже пятый год подряд.

А почему не сейчас? Вот с этим и разберемся. Если вы хоть раз пытали поисковик на тему “как бороться с прокрастинацией”, эта статья для вас.

Порой планы приходится откладывать по объективным причинам, безо всяких глубоких подтекстов: нет времени, не хватает материальных или моральных ресурсов, вы находитесь не в том месте и не в то время. Тут и говорить не о чем: появится возможность - все сделаем. Но вот уже есть ресурс, освободилось время, но все остается по-прежнему. Почему же так сложно начать? Рассмотрим несколько возможных причин.

1. Борьба с собой как способ мотивации

Многие узнают в этой ситуации себя - и своих родителей. В детстве за нашу мотивацию отвечали именно они, старшие: учили добиваться поставленных целей, хорошо успевать в школе, быть “на высоте” в кружках и спортивных секциях. Они побуждали нас к действию так, как умели, опираясь на опыт общения со своими родителями, без претензий на педагогичность - и часто бессмысленно и беспощадно.

Беспощадно - потому что, при всей доброте намерений, они могли делать это излишне жестко, требовательно, переходя на крик, задавливая авторитетом, обесценивая наши желания и эмоции. А бессмысленно - потому что эффект от их действий был ровно обратный: вместо того, чтобы радостно ринуться к новым свершениям, многие из нас начинали сопротивляться. Это был самый естественный способ проявить свою силу и волю в ситуации, когда пойти в открытое наступление невозможно. Так, отражая атаку за атакой, мы научились упираться в ответ на давление, своей пассивной силой (но все же силой!) противостоять активной.

Детство прошло - а привычка к борьбе сохранилась. И теперь ни одно сложное дело, которое требует энергии и сосредоточенности, не проходит без нее, только на этот раз битва разворачивается внутри нас. Когда срочно нужна мотивация, мы начинаем воспроизводить давно знакомый конфликт - пинать себя и самому себе же сопротивляться, находить миллион важных дел, от мытья посуды до плетения макраме, только бы не делать то, что нужно. Мы без видимых причин откладываем планы, срываем сроки, злимся, обвиняем себя в лени - и сопротивляемся ещё сильнее. Все это сильно выматывает. А что в результате? Дело еще не сдвинулось с мёртвой точки, а мы, уже обессиленные, лежим рядом с ним.

Как же бороться с прокрастинацией? Учитывая все написанное выше, постановка вопроса звучит даже иронично - как бороться с борьбой? Но бороться можно. Помощь психолога в данном случае будет заключаться в том, чтобы обнаружить внутренний конфликт, что очень сложно сделать в одиночку, и изменить привычный сценарий, по которому обычно складываются ваши отношения с целями и планами. Специалист поможет прекратить выходить на “тропу войны” с собой всякий раз, когда вам нужна мотивация, и научиться вдохновлять и дисциплинировать себя более бережно и заботливо - иначе говоря, работать в союзе с самим собой.

2. “Это не то, чего я хочу”. Кризис идентичности

Иногда внутренний протест возникает потому, что на самом деле мы не хотим мечтать о том, о чем “мечтаем”, выполнять планы, которые строим - хотя, если нас спросить напрямую, мы первыми будем яростно доказывать обратное. Просто порой цели бывают ложными. Просто мечты эти принадлежат кому-то другому, очень важному для нас, чьи ожидания никак нельзя не оправдать. Просто иногда (часто) стремление угодить близким сильнее, чем забота о собственном комфорте.

Мы отчаянно хотим выглядеть в глазах окружающих лучше, сильнее, успешнее, но глубоко внутри никогда не забываем, что это не то, что нам нужно на самом деле. В этом случае прокрастинация становится больше, чем просто сопротивлением - это голос нашего внутреннего “я”, который кричит о неудовлетворенности собственной жизнью.

Эту “подмену” мало просто обнаружить: когда мы осознаем, что долго жили для других, и пытаемся это исправить, оказывается, что “для себя” мы жить просто не умеем - не знаем, чего хотим на самом деле. Это называется “кризис идентичности” - и его точно нужно нести к психологу, чтобы вместе искать выход. Кризис часто проходит по стандартным вехам - в 30, 40 лет, но может случиться и в любом другом возрасте. Так же, как и в любом возрасте еще не поздно отыскать свои настоящие желания, мечты и цели.